Блог О пользователеkarabinskiy

Регистрация

 

Мои первые высокие гряды


Что ж, недавно я стал полноправным владельцем высоких гряд, сделанных по методу Хольцера и приперчённых ошибками Карабинского :)

 

Теперь я не только великий теоретик, но и начинающий практик. Могу не только слова Зеппа пересказывать, но и своими ошибками иллюстрировать.

 

К себе на участок я пригласил совсем малюсенький экскаватор, который привезли на газели. Поэтому доставка была, как машину шестиметровых досок привезти – 2000 рублей. Час работы – 800 рублей.

 

Маленький, да удаленький. Он и на гусеницах, и башня у него крутится, и планировочный ковш на смену есть (только им и работали).

 

 

(Мини-экскаватор)

 

 

Почему я не пригласил трактор-экскаватор «Беларусь»? Потому что производительность у него ещё меньше. И на одном из проектов такого типа экскаватор Зепп полностью забраковал и остановил работу, и продолжил работу вручную.

 

Но я при случае всё равно попробую :)

 

Теперь о главных ошибках.

 

  1. Подготовка.

     

    Готовиться нужно заранее и основательно. Я подготовил семена, инструмент, мульчу и план работ. Но не подготовил материал, который нужно вкладывать в гряды.

     

    У меня были помощники (Витя и Олег, спасибо!!!), но мы не успевали спиливать, очищать от веток и укладывать брёвна. Поэтому где-то схалтурили – веток больше, чем стволов. От этого гряды менее долговечны, хотя быстрее станут плодородными.

     

  2. Поворотный ковш.

     

    Каким бы крутым не был экскаватор, нужен поворотный ковш. С обычным ковшом работа идёт намного медленнее, так как экскаватору приходиться перемещать самого себя, вместо ковша. Обычный ковш сглаживает миандры в прямую линию.

     

    Я даже с запасом нарисовал изгибы, когда вторую гряду копали, но экскаваторщик всё равно сгладил центральную волну. В результате получились не миандры, а дуги.

     

     

    (Экскаватор уехал и оставил меня с этим :)

     

  3. Скорость.

     

    Я думал, что в худшем случае мы сделаем за 10 часов 3-4 гряды. А сделали только 2, да и то, вторую не доделали. Мне ещё в боковой ров брёвна закапывать, и саму гряду 80 см до 1,5 метра поднимать.

     

    Тут два основных тормозящих фактора.

     

     - Опыт экскавторщика. И он, и я делали это впервые. Вторую гряду делали намного быстрее первой.

     

     - Дёрн с корнями деревьев. Примерно половину времени мы снимали дёрн. Этот экскаватор слишком маленький, чтобы легко выдирать корневища деревьев. Поэтому помогали ему топорами.

     

  4. Бульдозер.

     

    Только, когда экскаватор уехал, я вспомнил, что у Алексея Романова есть большой бульдозер, которым дёрн с корнями (на месте вырубленного леса) можно было бы убрать намного быстрее.

     

    На собственном опыте и на опыте семинаров Зеппа Хольцера убедился, что бульдозер убирает дёрн намного быстрее, а значит выгоднее. Экскаватор должен делать экскаваторную работу.

     

  5. Высота гряд.

     

    Гряды я делал на лёгком склоне и почти на песке (там, где встречается песок песчаного холма с торфом низины). Влага там задерживается плохо.

     

    Для того чтобы влаги на засушливые периоды было достаточно, я закапывал брёвна не только в гряду, не только в ров под грядой, но и в неглубокие рвы по бокам (брёвна в один слой).

     

    Когда эти брёвна начнут гнить, они начнут скапливать в себе влагу, которую растения смогут брать в засушливые периоды, когда дотянутся корнями.

     

    И мне нужно было эти боковые рвы делать не вровень с землёй, а чуть ниже, чтобы вода там задерживалась дольше. Особенно наверху склона. А додумался до этого только на последнем рве. И углубить уже не получится, так как брёвна уже лежат.

     

    Ещё с помощью такого углубления в проходах между гряд, легче добиться оптимальной высоты гряд – 1,5 метра – меньше насыпать – проще углубить проходы.

     

  6. Материал.

     

    Опять же вопрос спешки и подготовки. С тонкими деревьями работать неудобно. Иву нужно сначала годик выдержать, чтобы не проросла. У молодых сосен много веток под прямым к стволу углом.

     

    Оказалось, что меньше работы будет, если отойти подальше и спилить толстые, ровные, без веток стволы ольхи вдоль ручья. Только что без помощников за час  подготовил больше десятка таких стволов (половину времени ветки в сторонку убирал, чтобы аккуратно было).

     

  7. Крутизна гряды

     

    От этого экскаватора и этого экскаваторщика я не мог требовать крутизны гряд в 80 градусов – они были на это неспособны. Торопясь получить хоть часть готовой гряды (и выложить фото в дневник :), мульчировал и стабилизировал одну сторону, не глядя на угол наклона. Переделывать теперь, конечно, лень.

     

    А вот наклон другой стороны гряды решил выровнять вручную и вножную. Утаптывал среднюю часть склона и насыпал туда грунт снизу. Получилось намного аккуратнее и эргономичнее (с грядками тоже должно быть приятно и удобно работать).

     

    Вторую гряду, которую экскаватор недосыпал до 1,5 метра, сделаю идеально отвесной. Теперь мне торопиться некуда :)

     

    ***

     

    Это основные ошибки и они не критичны. Может даже хорошо, что сделали только две гряды. Сейчас есть возможность проанализировать сделанную работу и подумать, как в следующий раз сделать быстрее, проще и дешевле.

     

    Всего мы работали чистых 11,5 часов в течение двух дней. Работали бы дольше, но экскаваторщику нужно было уезжать в город.

     

    Мои затраты на экскаватор – 11.150р. Плюс 3000р за сено. Плюс 1000р за семена. Ещё саженцы буду покупать.

     

    Но кроме двух гряд экскаватор освободил от дёрна место ещё на две гряды. Сена у меня с запасом ещё на 3-4 гряды. И семян на весь следующий год на все планируемые гряды.

     

    Поэтому себестоимость этих двух гряд не 15.000, а 10.000.

     

    Стоят ли они таких денег? Это будет видно следующей весной :)

     

    ***

     

    Половину одной гряды уже засеял, замульчировал сеном и стабилизировал ветками. Чувствуется их основательность и предчувствуется продуктивность :)

     

     

    (Мои первые высокие гряды)

В сентябре посажу ягодные кустарники и плодовые деревья

Как говорит Зепп: «Аппетит приходит во время еды». У меня уже появилось желание ещё и в сентябре пригласить этот экскаватор. Главное бульдозером снять дёрн с пенками перед приездом экскаватора, чтобы он мог быстро работать.

 

Почему захотелось?

 

Хоть и выглядит эта часть участка перерытой, без зелени, вся в кучах земли, веток, сена, дёрна, камне и брёвен, но ходить вдоль гряд приятно и удобно. Остаётся чувство их гармоничности в этом месте. Чувство, будто так и надо.

 

Раньше здесь было прямое место, заросшее травой. Оно и воспринималось как «никак». Теперь же чёткие контуры, явная выделенность из общего пространства, и в то же время приятность для глаз. В общем, сложно объяснить, что всё хорошо и поэтому хочется ещё лучше :)

 

***

 

Как вы понимаете, высокими грядами всё не закончится :). Особенно после консультации Зеппа Хольцера, где он показал какие чудесные пруды с земляными валами и даже островами можно сделать в моём поместье.

 

У меня когда-то была лодка с мотором, но толку от неё не было. Рыбу я не ем, на рыбалку не езжу, просто возить лодку на озеро, чтобы поплавать, смысла не вижу, в маленьком пруду в поместье лодка не нужна.

 

Но Зепп так красиво всё нарисовал, что снова захотел лодку (естественно без мотора :).

 

Позже покажу рисунок новой планировки участка.

 

На всю Карелию есть всего один подходящий экскаватор для таких масштабных работ – Чешская Татра. Таким же экскаватором копали после семинара Зеппа Хольцера под Тулой в одном из поселений. Зепп был в восторге от этой машины.

 

 

 

(Татра с поворотным ковшом. Фото прислала Лариса Ряднова (дневник))

 

 

·         Три ведущих моста – проедет даже до моего участка.

·         Поворотный планировочный (широкий, без зубьев) ковш.

·         Огромная стрела

 

Сейчас выясняем, кто владелец. Хочу пригласить к себе такую машину, чтобы рыть пруды и земляные валы.

 

***

 

Что вы обо всём этом думаете? :)


 

Для ответа с цитированием необходимо
выделить часть текста исходной записи